Утверждены Правлением РЦСТР 25 июня 2002 г.

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Российского Центра содействия третейскому разбирательству

Статья 1. Применение Согласительного регламента

Настоящий Согласительный регламент Российского Центра содействия третейскому разбирательству (далее — Согласительный регламент РЦСТР) применяется при наличии об этом соглашения сторон, желающих прибегнуть к процедуре урегулирования споров, возникающих из гражданско-правовых и иных договорных отношений, которые могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с действующим законодательством *.
     Стороны могут заключить соглашение о неприменении или об изменении отдельных положений Согласительного регламента РЦСТР. Такое соглашение должно быть заключено в письменной форме.
     В случае противоречия любого положения настоящего Согласительного регламента РЦСТР положениям законодательства, действующего на момент его применения для урегулирования конкретного спора, применяется соответствующее положение действующего законодательства.

Статья 2. Начало согласительной процедуры

Сторона, желающая прибегнуть к согласительной процедуре, направляет просьбу о согласительной процедуре в РЦСТР.
     Просьба о согласительной процедуре должна содержать:
     — наименования и адреса сторон;
     — краткое изложение существа спора;
     — размер требования;
     — копию соглашения сторон о согласительной процедуре по Согласительному регламенту РЦСТР (если таковое достигнуто);
     — подпись уполномоченного лица.
     При направлении просьбы о согласительной процедуре уплачивается регистрационный сбор (статья 18).
     РЦСТР извещает другую сторону или стороны о получении просьбы о согласительной процедуре и предлагает в срок не более пяти дней с даты получения извещения РЦСТР сообщить свое краткое мнение по существу спора.
     Если между сторонами отсутствует соглашение о согласительной процедуре по Согласительному регламенту РЦСТР, обращающаяся сторона может просить РЦСТР предложить другой стороне или сторонам дать согласие на проведение такой согласительной процедуры.
     В этом случае РЦСТР извещает другую сторону или стороны о предложении обратиться к согласительной процедуре по Согласительному регламенту РЦСТР и предлагает в срок не более десяти дней с даты получения извещения РЦСТР сообщить о своем согласии или отказе участвовать в согласительной процедуре, а также свое краткое мнение по существу спора при наличии такого согласия.
     При неполучении ответа в указанный срок или получении отрицательного ответа согласительная процедура не проводится, о чем РЦСТР извещает сторону, обратившуюся с просьбой о согласительной процедуре.

Статья 3. Назначение посредника

При наличии соглашения сторон о согласительной процедуре по Согласительному регламенту РЦСТР для проведения согласительной процедуры РЦСТР назначает единоличного посредника, если иное не установлено соглашением сторон.
     Назначение посредника осуществляется Председателем Правления РЦСТР. В отсутствие Председателя Правления РЦСТР назначение посредника осуществляется одним из его заместителей.

Статья 4. Посредники

При выполнении своих функций посредники беспристрастны и независимы. В качестве посредников не могут выступать, в частности, лица, лично, прямо или косвенно заинтересованные в исходе согласительной процедуры.
     Посредники не являются представителями сторон.
     Лицо, принимающее на себя функции посредника, должно сообщить в РЦСТР о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со спором, в урегулировании которого предполагается его участие.
     Посредник должен незамедлительно сообщить в РЦСТР о любом таком обстоятельстве, если оно становится ему известным впоследствии в ходе проведения согласительной процедуры.

Статья 5. Прекращение полномочий посредника

При наличии указанных в ст. 4 обстоятельств РЦСТР вправе решить вопрос об отводе посредника.
     РЦСТР вправе также решить вопрос о прекращении полномочий посредника, если он оказывается фактически неспособным выполнять свои функции или по иным причинам не осуществляет эти функции без неоправданной задержки.
     Полномочия посредника также прекращаются при его заявлении о самоотводе.
     В случае прекращения полномочий посредника назначение нового посредника осуществляется в соответствии с положениями настоящего Согласительного регламента.
     Вопрос о прекращении полномочий посредника, в том числе и в случае его отвода, решается Председателем Правления РЦСТР.

Статья 6. Организационное содействие РЦСТР

РЦСТР оказывает организационное содействие согласительной процедуре, включая выполнение следующих функций:
     — направление документов сторонам и посреднику;
     — содействие посреднику в определении даты, времени и места встречи со сторонами и направление заблаговременного уведомления сторонам о встрече;
     — предоставление помещений для встреч посредника со сторонами;
     — осуществление машинописных работ;
     — получение аванса расходов на согласительную процедуру и его дальнейшее перечисление с учетом установленного распределения таких расходов;
     — оказание иного содействия, насколько таковое возможно.

Статья 7. Запрашивание РЦСТР информации от сторон

РЦСТР может запрашивать от любой из сторон такую информацию, какую он считает необходимой для выполнения своих функций в соответствии с настоящим Согласительным регламентом.

Статья 8. Участие сторон

Стороны могут участвовать в проведении согласительной процедуры непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, назначенных сторонами по своему усмотрению.

Статья 9. Роль посредника

Посредник оказывает сторонам помощь в их стремлении достичь мирного урегулирования спора.
     Посредник руководствуется принципами объективности, добросовестности и справедливости, учитывая, среди прочего, права и обязанности сторон, соответствующие торговые обычаи и связанные с данным спором обстоятельства, включая сложившуюся между сторонами деловую практику.
     Посредник может вести согласительную процедуру таким образом, каким он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон, включая просьбу стороны о том, чтобы он заслушал устные заявления, и необходимость скорейшего урегулирования спора.
     Посредник может на любой стадии согласительной процедуры вносить предложения об урегулировании спора. Не требуется, чтобы такие предложения делались в письменной форме и сопровождались изложением мотивов.

Статья 10. Направление заявлений посреднику

Посредник может предложить каждой из сторон представить ему письменное заявление с изложением ее позиции, а также фактов и доводов в поддержку ее позиции, приложив к такому заявлению любые документы и иные доказательства, которые эта сторона считает полезными.
     На любой стадии согласительной процедуры посредник может предложить любой из сторон представить ему такую дополнительную информацию, которую он считает полезной.

Статья 11. Сотрудничество сторон с посредником

Стороны должны добросовестно сотрудничать с посредником и, в частности, стремиться к удовлетворению просьб посредника о предоставлении ему письменных материалов, доказательств и о присутствии на встречах с ним.

Статья 12. Предложения сторон по урегулированию спора

Каждая сторона может по своей собственной инициативе или по предложению посредника представлять ему свои предложения по урегулированию спора.

Статья 13. Мировое соглашение

Когда, по мнению посредника, имеются элементы такого урегулирования, которое было бы приемлемо для сторон, он формулирует условия возможного урегулирования и представляет их сторонам на рассмотрение. После получения замечаний от сторон посредник может изменить условия возможного урегулирования с учетом сделанных замечаний.
     Если стороны достигли согласия об урегулировании спора, они составляют мировое соглашение в письменной форме и подписывают его.
     Стороны путем подписания мирового соглашения прекращают спор и становятся связанными этим соглашением.

Статья 14. Конфиденциальность

Посредник и стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся согласительной процедуры. Требование конфиденциальности распространяется и на мировое соглашение, за исключением тех случаев, когда раскрытие его содержания необходимо для целей выполнения или принудительного исполнения.

Статья 15. Прекращение согласительной процедуры

Согласительная процедура прекращается, в частности, в случаях:
     — подписания сторонами мирового соглашения;
     — письменного заявления посредника после консультации со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают;
     — письменного заявления сторон или одной из них, адресованного посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается.
     Посредник принимает меры к тому, чтобы согласительная процедура была завершена, по возможности, в срок не более 30 дней со дня его назначения.
     После прекращения согласительной процедуры посредник представляет в РЦСТР соответствующие документы, упомянутые в абз. 1 настоящей статьи.

Статья 16. Роль посредника в других разбирательствах

Если стороны не договорились об ином, посредник не может выступать в качестве судьи в любом третейском разбирательстве в отношении спора, являвшегося предметом согласительной процедуры.
     В случае достижения мирового соглашения стороны могут при согласии посредника договориться об избрании лица, выполнявшего функции посредника, третейским судьей и просить его зафиксировать мировое соглашение в виде решения третейского суда на согласованных условиях.
     Посредник не может выступать в качестве представителя какой-либо из сторон в любом судебном разбирательстве в отношении спора, являвшегося предметом согласительной процедуры. Стороны обязуются также, что они не будут привлекать посредника в качестве свидетеля в ходе такого разбирательства.

Статья 17. Допустимость доказательств в других разбирательствах

Стороны обязуются не приводить и не представлять в качестве доказательств в арбитражном или судебном разбирательстве, независимо от того, касается ли это разбирательство спора, являвшегося предметом согласительной процедуры:
     — мнения или предложения, высказанные другой стороной в отношении возможного урегулирования спора;
     — признания, сделанные другой стороной в ходе согласительной процедуры;
     — предложения посредника;
     — тот факт, что другая сторона проявила готовность принять предложение об урегулировании, сделанное посредником.

Статья 18. Регистрационный сбор

При направлении стороной в РЦСТР просьбы о согласительной процедуре эта сторона обязана уплатить регистрационный сбор для покрытия первоначальных расходов РЦСТР по организационному содействию согласительной процедуре.
     Регистрационный сбор уплачивается в размере 3 тыс. руб.
     До уплаты регистрационного сбора просьба о согласительной процедуре не считается поданной.
     При последующей уплате согласительного сбора регистрационный сбор засчитывается в ту часть согласительного сбора, которая подлежит уплате стороной, внесшей регистрационный сбор.
     Регистрационный сбор не подлежит возврату.

Статья 19. Согласительный сбор

За проведение согласительной процедуры взимается согласительный сбор для покрытия общих расходов (в частности, по назначению посредника, выплате гонорара посреднику, расходов по организационному содействию РЦСТР согласительной процедуре).
     Сумма согласительного сбора определяется в зависимости от размера требования по следующей шкале:

Размер требования

Согласительный сбор

до 1 млн. руб.

10 тыс. руб.

свыше 1 млн. руб.

10 тыс. руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млн. руб.


     С учетом характера спора, существенно повышенных временных затрат и расходов, связанных с согласительной процедурой, Председатель Правления РЦСТР вправе вынести постановление об увеличении размера согласительного сбора.
     Согласительный сбор уплачивается сторонами авансом в течение тридцати дней с даты получения уведомления РЦСТР.
     Согласительный сбор уплачивается сторонами в равных долях, если стороны не договорились об ином.
     До уплаты согласительного сбора согласительная процедура может не проводиться.
     При неуплате согласительного сбора в течение шестидесяти дней согласительная процедура может быть РЦСТР прекращена.
     Расходы по уплате согласительного сбора возлагаются на стороны в равных долях независимо от исхода согласительной процедуры, если стороны не договорились об ином.
     За выполнение предусмотренных настоящим Согласительным регламентом функций по каждому делу установлен гонорар единоличному посреднику в размере 60 % от согласительного сбора.

Статья 20. Дополнительные расходы РЦСТР

Покрытие дополнительных расходов РЦСТР в связи с проведением согласительной процедуры осуществляется сторонами в равных долях, если стороны не договорились об ином.
     РЦСТР может поставить осуществление могущего вызвать дополнительные расходы действия по проведению согласительной процедуры в зависимость от внесения сторонами в установленный срок аванса на возмещение дополнительных расходов.
     Под дополнительными расходами РЦСТР для целей настоящей статьи понимаются особые издержки, которые РЦСТР несет в связи с проведением согласительной процедуры по конкретному спору (в частности, издержки на проведение экспертизы, вознаграждение экспертам, возмещение расходов свидетелей, командировочные расходы и др.).

Ст. 21. Издержки сторон

Издержки, которые несет любая из сторон при проведении согласительной процедуры в РЦСТР, помимо расходов, указанных в ст.ст. 18–20 настоящего Согласительного регламента, возлагаются на эту сторону, если стороны не договорились об ином.




* Типовая оговорка о согласительной процедуре по Согласительному регламенту РЦСТР: «Все возможные споры, вытекающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с Согласительным регламентом Российского Центра содействия третейскому разбирательству».