Перспективы трудового арбитража

Елена Забрамная, эксперт проекта по трудовому праву, кандидат юридических наук

 

Два года тому назад в Москве был создан первый в России трудовой арбитражный суд для рассмотрения коллективных трудовых споров. Его создание – результат деятельности проекта  «Поддержка существования социальной реформы системы трудовых отношений  (социальное партнерство и трудовые споры)», финансирование которого осуществлялось по программе ТАСИС Евросоюза.

Для повышения эффективности деятельности трудового арбитража и других процедур разрешения трудовых споров (как индивидуальных, так и коллективных), а также для дальнейшего внедрения принципов и методов социального партнерства и совершенствования трудового законодательства России стартовал новый проект ТАСИС «Трудовое законодательство и арбитраж».

Работа в рамках проекта ведется в тесном сотрудничестве с Министерством труда и социального развития РФ. Проект ставит перед собой три взаимосвязанные цели;

– совершенствование правого регулирования трудовых отношений;

– разработка концепции досудебного урегулирования трудовых споров, совершенствование существующих процедур;

– оказание содействия дальнейшему развитию системы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества путем развития как государственных институтов примирения и посредничества, так и структур, учрежденных социальными партнерами.

Во-первых, проект призван исследовать трудовое законодательство России на предмет наличия в нем внутренних противоречий, неточностей, пробелов в правовом регулировании, а также выработать предложения по их устранению. Прежде всего подлежат устранению недостатки и внутренние противоречия Трудового кодекса РФ (далее по тексту — ТК РФ). Кроме того, существует значительное число ранее принятых нормативных правовых актов, нуждающихся в приведении их в соответствие с ТК РФ. Наконец, поскольку трудовое законодательство – предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов, необходимо уточнение механизма и критериев разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере регулирования трудовых отношений. Таким образом, в рамках проекта ведется работа по выявлению указанных противоречий, пробелов в правовом регулировании, выработке предложений по их устранению, а также сравнительный анализ федерального трудового законодательства и законодательства ряда субъектов РФ. Следует также отметить , что проект ставит своей задачей выработку рекомендаций по сближению трудового законодательства России с международными стандартами  регулирования трудовых отношений, и прежде всего со стандартами ЕС, мощный импульс развитию которых должен дать разработанный и готовящийся к принятию проект Конституции ЕС (в частности, входящая в Конституцию Хартия Фундаментальных прав ЕС).

Во-вторых, проект посвящен разработке альтернативных методов до- и внесудебного урегулирования трудовых споров и механизмов такого урегулирования (примирение, посредничество, трудовой арбитраж). В рамках указанной деятельности предполагается создание в двух избранных субъектах Российской Федерации модельных трудовых арбитражных институтов для урегулирования трудовых споров; поддержка Московского трудового арбитража; совершенствование методов работы судебных и несудебных органов, занимающихся трудовыми спорами.

Наконец, в-третьих, предполагается: 

– развитие региональной сети Федерального тарифного регистра, т. е. ­автоматизированной базы данных по заключенным соглашениям и коллективным трудовым договорам (в одном регионе) в целях улучшения информационного и аналитического обеспечения процесса заключения и выполнения соглашений и коллективных трудовых договоров;

– создание в двух регионах Центров социального партнерства как инструментов, призванных оказывать сторонам социального партнерства всестороннее содействие, способствовать развитию и совершенствованию процедур и методов организации переговорного процесса;

– осуществление мониторинга системы регулирования коллективных трудовых отношений в двух отраслях экономики.

Внедрение названных направлений деятельности должно способствовать повышению эффективности социального диалога в России.

Проект Европейского Союза

Н. С. Шмелева, эксперт по трудовому арбитражу

 

В июне 2003 года начал свою работу проект ТАСИС «Трудовое законодательство и арбитраж».

Одной из основных задач проекта является способствование приведению законодательных норм в области трудовых отношений в соответствие с принципами рыночной экономики и демократии, обеспечивающими стабильный баланс интересов работников, работодателей и государства.

Целью одного из трех компонентов проекта является разработка новой концепции урегулирования трудовых конфликтов и повышение эффективности уже существующих процедур, повсеместное развитие и совершенствование таких форм, как примирение, посредничество и трудовой арбитраж, учитывая, что новый Трудовой Кодекс РФ (ст. 401–404) уже признает эти ­методы.

Таким образом в рамках проекта планируется не только оказание всесторонней поддержки Московскому трудовому арбитражному суду по разрешению коллективных трудовых споров, но и создание модельных трудовых арбитражных институтов еще в двух регионах Российской Федерации. В настоящее время  рассматривается  вопрос о создании ­таких институтов в городах: Санкт-Петербург, Воронеж и Пенза, организация и деятельность которых будет базироваться на основе социального диалога между работодателями, работниками и государством. Но этот выбор еще не является окончательным. Надо отметить, что при выборе регионов для учреждения модельных трудовых арбитражных институтов мы столкнулись с таким трудностями, как недостаточная информированность сторон социального диалога о принципах деятельности таких институтов, их компетенции и перспективах развития. Поэтому в этой связи нами планируется распространение знаний о порядке разрешения коллективных трудовых споров путем публикаций в различных юридических изданиях и периодической печати, проведения различных семинаров и конференций по этой тематике. Также нуждается в распространении и опыт работ Московского трудового арбитражного суда, что также нами предполагается сделать.

Однако учитывая, что количество индивидуальных трудовых споров в РФ постоянно возрастает и составляет около 30% от всех гражданских дел, находящихся в судах общей юрисдикции, и что судьи испытывают определенные трудности с рассмотрении дел данной категории, сталкиваясь порой с противоречащими  друг другу законами и нормами, необходимо создание новых механизмов разрешения индивидуальных трудовых ­споров на досудебной стадии. Проведенное нами анкетирование федеральных судей, рассматривающих трудовые споры показало, что, несмотря на большой опыт работы, почти 90%  из них испытывает трудности, связанные с несовершенством трудового законодательства, 8% — с недостаточным временем для изучения материалов дела, и 2% — с недостаточным знанием норм трудового законодательства. Все это приводит к тому, что не все вынесенные решения по трудовым спорам соответствуют требованиям закона и являются справедливыми. Помимо этого, процесс рассмотрения трудового спора в судах общей юрисдикции является слишком затянутым. Пока не решает эти проблемы и недавно введенный институт мировых судей, в компетенцию которых также входит разрешение индивидуальных трудовых споров. Указанные обстоятельства способствуют росту напряженности между работниками и работодателями. Исходя из изложенного, проект предполагает изучить возможности создания системы досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров, таких как посредничество и трудовой арбитраж, и подготовить соответствующие предложения. Поэтому мы будем создавать рабочие группы, куда войдут представители профессиональных союзов, работодателей, судебных органов и научные работники в области трудового права. Так же в связи с этим большое внимание будет уделяться обучению арбитров, посредников и персонала трудовых арбитражей, а также ознакомительным и учебным поездкам в страны Европейского Союза, где альтернативные способы разре­шения коллективных и индивидуальных трудовых споров уже широко применяются.

Мы приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны и выражаем надежду, что досудебные  методы разрешения трудовых конфликтов завоюют поддержку и в России.